φ
О ПРОЕКТЕ

TLDR

Авторский интернет-журнал φυ можно описать одним термином digital garden (подробнее тут) — нечто среднее между блогом, персональной вики и полноценным журналом. «Естествознание и миросозерцание» в названии stands for наука и искусство соответственно.

Обо мне

Привет.

Возникновение этого проекта во многом обязано одному физфаковскому сайту anti-moda.ru, но он выступил скорее последним шагом, нежели вдохновением.

Меня всегда привлекала простота, элегантность и красота сайтов веба 1.0. Чистый html, техническая элементарность, моментальность загрузок. Современный массовый веб-дизайн — ужасная мешанина, медлительная, раздражающая гадость из overcomplicated технических и визуальных решений.

В школе у меня было пару попыток в статичные сайты. Они быстро сдувались, так как их было нечем наполнять. В подростковые годы, когда кажется, что знаешь все и даже больше, что постиг гнозис и бесконечно-вечное, любая попытка к осмысленному изложению того, что внутри идет крахом, ибо внутри — в общем-то пустота.

Я не говорю, что сейчас я ахуеть умным стал. Остался я примерно на том же уровне, но вот шлака бесполезного поднакопил. В основном благодаря физфаку. Появилось что-то, что я могу по поводу этого шлака сказать.

Кроме чужого шлака, накопился и собственный. Я графоманил с конца класса девятого, кажется, и осмысленно начал с конца одиннадцатого. За это время написалось много всякой всячины, которую постить хоть и немножко стыдно, но показать хочется. Я пробовал много платформ: самиздат, телеграм, проза.ру — все немного не то. Наиболее приближен к идеалу самиздат, но его постоянные траблы с кодировкой меня стали раздражать, и мне стало лень туда что-то заливать.

Наверное, многие знакомы с термином Zettelkasten (почитать можно тут и тут). Это типа когда твои заметки не линейны, а паутинны, то есть не создают последовательную систему страниц (записная книжка), а являются набором карточек (картотека). Я пытался. Пытался через Obsidian (лучшайшая программа для заметок, до сих пор им пользуюсь), были какие-то попытки сделать аналоговое, но все как-то немного не то, не работало оно так, как обещалось. Проблема в том, что цеттелькастен должен быть один. То есть все свои заметки ты должен писать в одном месте, не распыляясь. В информационный век такое невозможно — у каждого заметки в телефоне, личка с собой в телеграме, в вк, записи по учебе, соцсети, блог.

Недавно мною начал осознаваться факт, что я примерно знаю все, что когда-либо писал в свой телеграм-канал (ссылка на главной странице), и при написании новых постов часто ссылаюсь на предыдущие (что, собственно, и есть суть цеттелькастена). Дак вот, цеттель должен появляется не из коротких заметок написал-забыл, а именно из осмысленных длинных текстов. В рамках φυ мне хочется попробовать это развить, пиша осмысленные текстики, которые не вписываются в тематику телеграм-канала (чуть более физичные, чуть менее личные), и связывая их сетью перекрестных ссылок.

О названии

φυ (читается как «фи») — форма аориста греческого глагола φύω, от которого пошла φυσις (природа, начало), φυσικός (природный) φυσική и прочие недоразумения. Переводится как «давать, рождать, порождать», но в греческом нет инфинитива, а аорист позволю перевести как причастие (за такое знающие греческий меня убьют), посему «рожавший». Не путать с названием буквы (пишется как φι).

Мне всегда нравились термины всеобъемлющие, глобальные, вбирающие в себя вселенную и еще немного. «Рожавший» — творящий, созидающий, причем процесс этот завершивший и ныне отдыхающий. В русском языке «природа» тоже то, что рожает. Богоподобность человечества в способности к творению.

Так как домены вроде fi, phi и прочие мне не по карману, было принято решение взять редкое, но осмысленное слово на букву ф. Фонгаранда — один из слоев Шаданакара (подробнее см. Роза Мира), измерение великих творений архитектуры. Если кратко, то каждый достаточно значимый материальный объект находит свое воплощение в Фонгаранде (или наоборот?). Распространяя это понятие, можно предположить, что в Фонгаранде воплощается не только материальное, но и знаковое — вся осмысленная деятельность человечества, будь то художественная литература, научные изыскания, живопись и иные формы творчества (личные сайты и блоги!).

Почему журнал? Потому что мне не нравится «блог», «страничка», «дневник», you name it. Все же это (как мне кажется) чуть больше, чем набор картинкобуквенных материалов.

Журнал посвящен естествознанию и миросозерцанию. Первое — о том, что рождено. Второе — то, через что рождается. Подробнее об этом ниже.

О наполнении

Позволю ввести себе некоторую терминологию. Все познание (пассивное взаимодействие с Богом) можно разделить на две категории: рациональное и иррациональное. Первое, идущее через разум, естественные языки и знаковые системы вообще, позволю назвать себе естествознанием (что, в общем-то, совпадает с семантикой слова в русском языке). Второе же, иррациональное, определить чуть сложнее: как это, вне разума? Сверхрациональный век практически отмел в сторону все прочие способы познания и картины мира, кроме научного. Но некоторые остатки иррационального все еще живут и здравствуют в одно время с наукой: это искусство. Иррациональное, то есть проходящее в обход языку и сознательного мышления, взаимодействующее с человеком через бессознательное и выходящее оттуда же.

С другой стороны, всякое познание можно разделить на активное и пассивное. Рациональное преимущественно активно — это построение теории на базе некоторой знаковой системы исходя из эмпирических данных (которые тоже активны, ибо требуют прямого вмешательства в физическое1). Иррациональное, с другой стороны, пассивно — это непрекращающийся неосознанный процесс накопления данных в подсознательном, которое может родить (а может и не родить) продукт активного иррационального — творчество (которое может быть выражено не в знаковой системе, к примеру, живопись). Пассивное иррациональное познание я назову миросозерцанием.

Итак, естествознание (рациональное познание вообще) — преимущественно активный процесс по отношению к Богу, конечный продукт которого есть наука. Миросозерцание (пассивное иррациональное познание) — пассивный процесс по отношению к Богу, результирующий (в большинстве своем) в творчестве.

Таким образом, материалы журнала суть мои заметки о физике и математике, соседствующие с моим графоманством и текстами об урбанистике и другим мне интересным темам. Прочие моя писанина, не подпадающая под эти категории, лежит в телеграм канале (публицистика и щитпостинг).

Все это было введено, чтобы звучать пафосно, не более. Оба этих термина почти совпадают с понятиями «наука» и «творчество», но «интернет-журнал о науке и творчестве» звучит куда банальнее и скучнее, нежели «о естествознании и миросозерцании».


1 здесь физическое — относящееся к нашему материальному слою, наблюдаемой вселенной. материальное — относящееся к телу Бога (вселенной в самом широком смысле) в принципе.

О структуре

Все материалы, касающиеся естествознания, следуют структуре цеттелькастена. Каждая статья — отдельный pdf-файл, снабженный уникальным id вида Φx, где x — последовательность цифр и букв, определяющая положение статьи в общей иерархии. Например:

Здесь статья Φ1a является дочерней статьей Φ1, Φ1a1 — дочерняя Φ1a, Φ2 — статья без родителей. Статьи могут ссылаться друг на друга вне зависимости от их положения в иерархии.

Статьи самого высокого уровня обычно начинают цикл дочерних статей, расширяющих их тему.

Материалы других разделов обычно идут в виде html-страниц и строгой нумерации не подчиняются.

Хронология

22.02.24 — старт проекта